Культура как рынок: «не продается вдохновенье»?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-5-17Ключевые слова:
социальная философия, культура, творчество, человек, рынок, капитал, отчуждение, разотчуждение, симулякр, бренд, гламур.Аннотация
Рассматривая художественное творчество сквозь призму социофилософских проблем, автор раскрывает причины и ход все большего подчинения культуры рынку и капиталу в процессе эволюции современного общества. В статье показано, что наиболее интенсивным это подчинение становится вследствие экспансии тотального рынка симулякров – системы, которая становится господствующей в XXI в. Господство симулякров на рынке развивается в той мере, в какой главным объектом не только экономических, но и всех общественных трансакций становятся знаки, не имеющие основания (обозначаемого), – симулякры. Этот процесс все большего подчинения тотальному рынку симулякров распространяется не только на внешнюю (продажа результатов художественного творчества, что было характерно и для прежнего рынка), но и на внутреннюю жизнь культуры, включая цели, ценности, мотивы деятельности художника и трансформируя со-творчество в отчужденные рыночные отношения. Эта трансформация превращает рынок рукописей в рынок «вдохновенья». Автор выделяет специфические для этого процесса противоречия, включая двойственную природу бренда, артефакта, гламура и меру превращения феноменов культуры в «пустой знак».