Культура как рынок: «не продается вдохновенье»?

Авторы

  • Л.А. Булавка-Бузгалина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-5-17

Ключевые слова:

социальная философия, культура, творчество, человек, рынок, капитал, отчуждение, разотчуждение, симулякр, бренд, гламур.

Аннотация

Рассматривая художественное творчество сквозь призму социофилософских проблем, автор раскрывает причины и ход все большего подчинения культу­ры рынку и капиталу в процессе эволюции современного общества. В статье показано, что наиболее интенсивным это подчинение становится вследствие экспансии тотального рынка симулякров – системы, которая становится гос­подствующей в XXI в. Господство симулякров на рынке развивается в той мере, в какой главным объектом не только экономических, но и всех обще­ственных трансакций становятся знаки, не имеющие основания (обозначае­мого), – симулякры. Этот процесс все большего подчинения тотальному рынку симулякров распространяется не только на внешнюю (продажа ре­зультатов художественного творчества, что было характерно и для прежнего рынка), но и на внутреннюю жизнь культуры, включая цели, ценности, мо­тивы деятельности художника и трансформируя со-творчество в отчужден­ные рыночные отношения. Эта трансформация превращает рынок рукописей в рынок «вдохновенья». Автор выделяет специфические для этого процесса противоречия, включая двойственную природу бренда, артефакта, гламура и меру превращения феноменов культуры в «пустой знак».

Загрузки

Опубликован

2021-03-31

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2021. Культура как рынок: «не продается вдохновенье»?. Вопросы философии. 3 (Mar. 2021), 5–17. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-5-17.