Удовольствие как предмет логики. К интерпретации «Филеба». Часть I
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-144-153Ключевые слова:
Платон, «Филеб», теория идей, диалектика, деление, этика, гедонизм, удовольствие.Аннотация
Задача работы – определить, в чем заключается философский смысл платоновского диалога «Филеб». Определить смысл – это показать, какой способ понимания «Филеба» является наиболее плодотворным, наиболее полно схватывающим и раскрывающим то, что образует содержательное ядро платоновского текста. Не секрет, что смысл «Филеба» вовсе не самоочевиден. С нашей точки зрения, основной предмет диалога лежит в плоскости не онтологии, но этики, а то, что в «Филебе» принимают за онтологические аспекты, в гораздо большей степени относится к логико-методологическим условиям решения основной этической проблемы. Поэтому в данной статье предпринята попытка показать, что ключевые темы «Филеба» (проблема единого – многого, отношение четырех родов сущего, теория ложных удовольствий) внутренне связаны между собой. Вопрос об отношении единого и многого поднимается в связи c выяснением вопроса о логическом статусе удовольствия. Деление на четыре рода (предел, беспредельное, смесь, причина) является выполнением методологического требования о необходимости деления. Анализ удовольствий, следующих за этим методологическим введением, исследует удовольствие в совершенно новом свете, в свете «истинности – ложности».