Знание без удачи и успеха: к вопросу об идеалах эпистемологии добродетели
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-143-147Ключевые слова:
эпистемология добродетели, свидетельство, научный успехАннотация
Автор опирается на идеи, высказанные И.Т. Касавиным в работе «Парадигма как этика смирения», в частности на предложенный концепт «парадигмы смирения». В данной статье проводится мысль о том, что научная деятельность основана на идеалах рациональности. При этом ее результаты оцениваются при помощи такой категории, как «успех», а сам процесс зачастую контингентен – то есть его результаты сопряжены с положительным воздействием внешних случайных факторов, называемых «удачными». Возникают вопросы: насколько стабильны научные процессы и их результаты, если они случайны, и какую при этом роль играет фигура ученого? Автор подчеркивает, что одним из направлений, представители которого пытаются дать ответы на данные вопросы, а также предлагают альтернативные способы рассмотрения как научного процесса, так и ученого как субъекта науки, становится эпистемология добродетели. Исследования в данной области являются проектом объединения эпистемологии и этики в рамках одного поля для решения ряда эпистемологических задач. Основой при этом становится оперирование этическими категориями и придание эпистемологии характера нормативной науки. В данной статье рассматривается и детализируется аргументация таких представителей направления, как Д. Греко, Л. Загзебски, Н. Шерман, в вопросах субъектоцентризма науки, знания через свидетельство, успеха научного знания.