Когнитивное смирение и научный прогресс

Авторы

  • О.Е. Столярова Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки», Москва, 105062, Лялин пер., д. 1/36, стр. 2.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-139-142

Ключевые слова:

эпистемология, парадигма, научные революции, когнитивное смирение, этика науки.

Аннотация

Статья представляет собой попытку ответить на вопросы: что такое когни­тивное (научное) смирение? Является оно добродетелью или пороком? Я рассматриваю выделенные И.Т. Касавиным проявления когнитивного смирения в двух контекстах – нормальной науки и революционной науки. Такие когнитивные добродетели, как поиск обоснования, знание как дове­рие (знание через свидетельство), признание ограниченности знания, само­отверженность, могут работать на пользу как нормальной, так и революци­онной науки. Победившая научная парадигма задним числом оправдывает своих творцов, превращая их в рыцарей без страха и упрека. Соответствен­но, проигравшая научная парадигма во многом обесценивает добродетели тех, кто ее отстаивал. Я прихожу к выводу, что положительная и отрица­тельная оценки фактов когнитивного смирения зависят от нашего отноше­ния к «норме» и «революции», от нашей интерпретации прогресса. Я став­лю вопрос о том, можно ли приписать Т. Куну те добродетели когнитивного смирения, о которых говорит И.Т. Касавин. Со стороны внешнего историче­ского наблюдателя Куну нельзя отказать в тех когнитивных добродетелях, которые Касавин связывает с нормальной наукой. Несмотря на это, Кун совершил переворот в социогуманитарной мысли, пополнив ряд ученых-
«революционеров». Это означает, что проявления когнитивного смирения столь же легко вписываются в контекст «революции», как и в контекст «нормы», и ретроспективно оцениваются как положительно, так и отрица­тельно в зависимости от наших предпочтений.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Возвращаясь к Т. Куну: природа нормальной науки

Как цитировать

[1]
2020. Когнитивное смирение и научный прогресс. Вопросы философии. 12 (Dec. 2020), 139‒142. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-139-142.