Когнитивное смирение и научный прогресс
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-139-142Ключевые слова:
эпистемология, парадигма, научные революции, когнитивное смирение, этика науки.Аннотация
Статья представляет собой попытку ответить на вопросы: что такое когнитивное (научное) смирение? Является оно добродетелью или пороком? Я рассматриваю выделенные И.Т. Касавиным проявления когнитивного смирения в двух контекстах – нормальной науки и революционной науки. Такие когнитивные добродетели, как поиск обоснования, знание как доверие (знание через свидетельство), признание ограниченности знания, самоотверженность, могут работать на пользу как нормальной, так и революционной науки. Победившая научная парадигма задним числом оправдывает своих творцов, превращая их в рыцарей без страха и упрека. Соответственно, проигравшая научная парадигма во многом обесценивает добродетели тех, кто ее отстаивал. Я прихожу к выводу, что положительная и отрицательная оценки фактов когнитивного смирения зависят от нашего отношения к «норме» и «революции», от нашей интерпретации прогресса. Я ставлю вопрос о том, можно ли приписать Т. Куну те добродетели когнитивного смирения, о которых говорит И.Т. Касавин. Со стороны внешнего исторического наблюдателя Куну нельзя отказать в тех когнитивных добродетелях, которые Касавин связывает с нормальной наукой. Несмотря на это, Кун совершил переворот в социогуманитарной мысли, пополнив ряд ученых-
«революционеров». Это означает, что проявления когнитивного смирения столь же легко вписываются в контекст «революции», как и в контекст «нормы», и ретроспективно оцениваются как положительно, так и отрицательно в зависимости от наших предпочтений.