В чем смысл проекта «Философии коллективной науки»?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-115-123Ключевые слова:
философия науки, научное сообщество, научный коллектив, малая наука, Большая наука, коллективный субъект, научная школа, невидимый колледж, Большой адронный коллайдерАннотация
Одной из наиболее важных задач, стоящих сегодня перед философией науки, является осмысление и методологическое нормирование складывающихся сегодня новых форм коллективности научной работы. Решение этой задачи предполагает, в свою очередь, переосмысление традиционных эпистемологических представлений о познавательной деятельности, и прежде всего представления о ее субъекте. В переосмыслении нуждается трактовка субъекта познания как «когнитивного робинзона». С этой целью, полагает автор, философия науки должна обратиться к анализу своеобразных «популяционных эффектов», возникающих в современных научных сообществах. Причем, по мнению автора, для более эффективного осуществления этого анализа следовало бы выделить его в особый раздел философии науки – «философию коллективной науки» в центре внимания которой оказывалась бы не столько индивидуальная творческая активность ученых, сколько особенности научного поиска в рамках коллаборации – сотрудничества. Исследования в этом направлении сегодня интенсивно развертываются. В этом направлении сегодня работают как зарубежные исследователи (среди которых хотелось бы отметить работы П. Галисона), так и отечественные (И. Касавин, В. Пронских, Б. Пружинин). К «популяционным эффектам», требующим специального философско-методологического анализа, автор относит: трудности выработки профессионального языка науки для научного сообщества, выполняющего коллективное исследование; существование деформирующего познание феномена «модного научного направления»; феномены, связанные с обменом информацией при помощи научных сообщений. В статье затронут также вопрос об анализе структуры коллективного субъекта познания. Научные коллективы как подсистемы коллективного субъекта разведены на «структурные научные коллективы» и «неформальные научные коллективы». Все эти феномены обнаруживают себя во многих областях современной науки. Но особенно ярко они обнаруживаются в рамках так называемой «Большой науки» (megascience). В статье предпринимается попытка показать также, что в коллективной науке можно выделить три разных вида «коллективности» научной деятельности.