Дружба как метафизический опыт
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-68-80Ключевые слова:
дружба, товарищество, солидарность, сотворчество, интеллектуальное притяжение, социализация, философская коммуникация, идентичность.Аннотация
В центре внимания автора рождение философской традиции из дружеского диалога. Для понимания развития и специфики философских концепций важно изучение межличностной, экзистенциальной коммуникации авторов внутри малых философских сообществ и групп. К наиболее существенным для философской традиции межличностным экзистенциальным коммуникациям автор относит дружеское общение. Экзистенциально укорененное единство друзей имеет мало общего с единством социальным, общественным. В статье различаются два регистра дружбы, обусловленных антиномичностью человеческой природы: нераздельностью и неслиянностью внешне ориентированной стороны человека и стороны, ориентированной внутренне. Траекторию понимания дружбы как базовой структуры человеческого существования задали на века Аристотель и Цицерон. Начиная с Монтеня, в дружеской коммуникации стали усматривать исток философствования. Хайдеггер, выйдя за границы антропологического подхода, связал феномен дружбы с вопросом о бытии. В статье феномен дружбы представлен как опыт добровольной свободы, создающий человека. Дружба понимается как filia – любовь, дарящая человеку целостность, делающая его таким, каким его нет без его дружеского круга. О философии как «голосе друга» размышляли Ла Боэси, Ницше, Флоренский, Хайдеггер, Федье. Долг перед такой дружбой Монтень ставил выше гражданского долга и любовной страсти, Лессинг считал возможным пожертвовать истиной ради такой дружбы, Ханна Арендт отдавала предпочтение такой дружбе перед братством и товариществом. В статье показано, что искусство философствования во многом определяется интеллектуальной щедростью, талантом к дружескому общению. Занятия философией предполагают слушание, обсуждение, спор, взаимный обмен интуициями, аргументированное выражение несогласия.