Природа математики в оптике когнитивных исследований
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-11-87-96Ключевые слова:
когнитивные исследования, математика, «чувство числа», субитация, язык, символьная информация, культура, деятельность.Аннотация
В статье предпринимается попытка пролить свет на источники математики как науки, ее концептуальный фундамент и «несущие» конструкции. Показывается, что исходная точка развития математики относится к феномену «чувства числа» (numerosity, процедура субитации), благодаря которому у живых существ возникает возможность симультанно воспринимать и различать небольшие количества предметов. У человека функционируют две когнитивные системы, связанные с математическими способностями, одна из которых предполагает приближенную и несимволическую оценку количеств, а другая символьный и языковой формат представления числовой информации. Сложные математические конструкции строятся на базисе простейших операций, которые обеспечиваются этими системами. Проводится мысль о том, что ряд эмпирических фактов, обнаруженных в современной нейронауке, касается продолжительной дискуссии между реализмом (платонизмом) и антиреализмом (номинализмом) в философии математики. Эта дискуссия непосредственно затрагивает природу и основания математического знания. Особенности математического познания становятся целью эмпирических исследований в нейронауке, а полученные результаты говорят о перспективности понимания природы математики в духе антиреализма (формирование базисных математических понятий в контексте человеческой деятельности). Обосновывается ключевая роль культуры в становлении и развитии математического мышления, которое оказывает обратное существенное влияние на прогресс культуры. Указывается на важность осмысления «чувства числа» как фундамента математического познания в терминах кантианской исследовательской программы в современной нейронауке и представлений, близких к интуиционизму Л.Э.Я. Брауэра