К.Н. Леонтьев и А.Ф. Лосев: сходства и созвучия. Лосев как «леонтьевец»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-145-157Ключевые слова:
история русской религиозной философии, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, византизм, социализм, православие, Церковь, монашество, Советский СоюзАннотация
Статья ставит своей целью показать сходства воззрений великих русских мыслителей К.Н. Леонтьева и А.Ф. Лосева в историософской и социально-политической сферах. Тема эта достаточно неожиданная, потому что Лосев обычно воспринимается как последователь В.С. Соловьева, взгляды и методология которого были во многом противоположны идеям такого «одинокого мыслителя», как К.Н. Леонтьев. Однако если взять предметом анализа сочинения Лосева «долагерного периода», то можно усмотреть отчетливые сходства между Лосевым и Леонтьевым в их воззрениях на феодализм и капитализм, Средневековье и Новое время, роль Церкви и науку и т.д. Их объединял также подход к культуре как к цельному единому типу, когда в экономике и социальной жизни типологически и стилистически видится то же самое, что в эстетике, искусстве, морали и бытовых нравах и т.д. На наш взгляд, в социально-политической сфере и историософии Лосева можно рассматривать как своего рода последователя и во многом как даже единомышленника К.Н. Леонтьева. Отдельно затрагивается тема сходств и различий взглядов Леонтьева и Лосева на социализм и коммунизм. Автор статьи приходит к выводу, что общность их воззрений касательно общественно-политических проблем, а также то, что и Лосева тоже можно причислить к сторонникам византизма, во многом обусловлена типом их строгого христианско-церковного сознания. Неслучайно они – единственные из выдающихся русских религиозных мыслителей, кто принял тайный монашеский постриг