К критике консервативной интерпретации истории и обоснованию значимости художественной литературы в становлении отечественной историософии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-110-121Ключевые слова:
историософия, история, философия, художественная литература, человек, общество, политика, консерватизм, либерализмАннотация
То, как понимается сегодня российская историософия (философия истории) в контексте консервативной традиции, требует критического анализа. Совершая экскурс в отдаленную (ХIХ в.) и недавнюю советскую историю страны, работающие в рамках консерватизма специалисты в угоду своих идеологических установок искажают историю и закрывают глаза на преподанные ею уроки. В российском прошлом они стараются возвысить «национально ориентированных» правителей (Николай I, Александр III, Сталин) над иными, подверженными европейскому влиянию или на Европу ориентированными. Философско-мировоззренческая позиция консерваторов представляет собой причудливое соединение «мечтаний народников» об особой роли в развитии страны крестьянской общины и артелей работников, идей «позднего Ленина» и свершений «зрелого Сталина». В созидании собственного концепта российской историософии консерваторы также игнорируют роль большой отечественной литературы (художественной философии). Происходит это в силу того, что признать таковую – значит допустить в исследовательское пространство серьезного оппонента, с которым они вряд ли смогли бы успешно соперничать в понимании не только прошлого и настоящего, но, что еще важнее, в производстве смыслов и ценностей для будущего.