Схоластика на Руси
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-9-166-177Ключевые слова:
схоластика, Русь (Россия), Хильдегарда Бингенская, Иоанн Парижский, Иоахим Флорский, Иоганн (Майстер) Экхарт, Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Герберт из Орийака, Эгидий Римский, Иоанн Сакробоско, Гонорий Августодунский, Винсент из Бове, Альберт Великий, Фома Аквинский, Раймунд Луллий, Фома КемпийскийАннотация
Статья посвящена вопросу о характере взаимоотношения и специфике взаимопроникновения западноевропейской и русской интеллектуальных культур и традиций. Особая роль отведена рецепции на Руси (в России) схоластического наследия: стиля мышления, научного, политического и религиозного мировосприятия. Специальное внимание сосредоточено на фигурах Раймунда Луллия и Фомы Кемпийского. Подчеркивается также и то, что для русского читателя в равной степени были приемлемы и сугубо рационалистический, и всецело духовный аспекты западной схоластики. Интерес представляли обсуждаемые в ней проблемы как мистической жизни, так и философского осмысления истории. Кроме того, обращается внимание и на то, что схоластическая традиция оказала влияние на развитие русской литературы (Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, М.А. Булгаков), а также на формирование русской философской лексики.