А.Ф. Лосев и Ю.И. Айхенвальд: к истории биографических и эстетических схождений
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-9-150-165Ключевые слова:
Алексей Лосев, Юлий Айхенвальд, философия, литературная критика, проза, импрессионизм, догматизм, методология, эстетическое, культураАннотация
Впервые ставится вопрос об усвоении А.Ф. Лосевым эстетических суждений и методов литературного критика-импрессиониста Ю.И. Айхенвальда (1872‒1928). Выявляется биографическая подоснова: возможные личные встречи в философских сообществах, контакты с сыном критика, Б.Ю. Айхенвальдом, роль эстетика Н.В. Самсонова как посредника. В научный оборот вводится отклик Ю.И. Айхенвальда в газете «Утро России» на лосевскую дебютную статью «Два мироощущения» 1916 г., в которой ощутима соловьевская софийная тема, продолженная Лосевым в философско-музыкальной прозе 1930-х гг. Указывается на схождения интересов философа и критика (А. Шопенгауэр, О. Уайльд). Рассматривается отношение Лосева к методологии Айхенвальда, ее учет при выработке оригинального эстетического учения и осмыслении дебатов о судьбах «импрессионизма», «догматизма» и «социологии» в новейших эстетических теориях (Ш. Лало). Доказывается, что лосевский «мифолого-физиогномический» метод базируется не только на гуссерлианской феноменологии и шпенглеровской культурной морфологии, но и на опыте имманентной, описательно-психологической критики Айхенвальда, пытавшегося дать типологию русской литературы. Этим объясняется высокая оценка Лосевым Айхенвальда как великого русского критика XX столетия.