«Гегельянство» Ивана Ильина. Анализ философского метода на примере московского периода творчества
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-9-139-149Ключевые слова:
И.А. Ильин, Гегель, метафизика, гегельянство, неогегельянство, философия и религия, метод, теория познания, этика.Аннотация
Статья посвящена рассмотрению раннего периода творчества русского философа И.А. Ильина. Для историков философии до сих пор существует проблема, связанная с отнесением Ильина к тому или иному направлению философской мысли. На московский период творчества мыслителя приходится написание работы «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918), которая на долгие годы принесла ему славу лучшего интерпретатора Гегеля, а с ней – звание гегельянца. Основываясь на оценках современников И.А. Ильина, посвященных его труду о Гегеле, собственных высказываниях мыслителя, а также на оценках раннего творчества Ильина у современных исследователей, автор опровергает сложившийся стереотип о принадлежности русского философа к гегельянству и неогегельянству. Ильин, безусловно, укоренен в русской философии, а новый взгляд на философскую систему Гегеля позволил ему встать на путь религиозной философии. Автор указывает на то, что во многом именно философский метод, формирование которого происходило в ранний период творчества, становится основным стержнем концепции И.А. Ильина. Приводятся указания на архивные материалы из фонда Научной библиотеки МГУ, содержащие черновые записи мыслителя, посвященные разработке философского метода. В заключение делается вывод о том, что философия Гегеля была далеко не единственным идейным источником, повлиявшим на формирование метода раннего Ильина, известного под названием «путь к очевидности».