О практических чувствах: Гегель против Канта

Авторы

  • С.Н. Мареев

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-157-165

Ключевые слова:

Гегель, Кант, практические чувства, рефлексивность чувств, разум, способность воображения, единство ощущения и переживания

Аннотация

На основе собственного перевода автор анализирует работу Гегеля «Вера и разум», которая помогает понять становление гегелевской философии. Статья в основном посвящена критике философии Канта, которая, по мне­нию Гегеля, не выходит за рамки Просвещения. Гегель рассматривает фи­лософию Канта как «расширение локкианства», которое Кант не преодоле­вает, а уравновешивает априоризмом. В «Критике чистого разума» Канта чувство и рассудок связаны внешне. Но, как считает автор, Гегель недооце­нивает кантовскую трансцендентальную способность воображения, в кото­рой уже представлен синтез чувства и рассудка. Воображение у Канта в ко­нечном счете иррационализируется, но схематизм воображения при этом является логической формой. Автор считает, что Гегель не оценил кантов­скую характеристику способности суждения вкуса, которая у Канта дается воспитанием, и тем самым преодолевается кантовский априоризм. Кант различает чувство как ощущение (перцепция) и чувство как переживание (апперцепция), где апперцепция – нравственное и эстетическое чувство, любовь, совесть, честь. У Канта вера в пределах практического разума свя­зана с нравственностью, и в этом автор видит предпосылки гегелевского понимания практических чувств человека. В работе «Вера и знание» Гегель осуществляет снятие противоположности между чувственностью и рассуд­ком в их органическом синтезе благодаря категории особенного. Гегель вы­являет своеобразие практических чувств, сложность которых заключается в том, что в них ощущение и переживание представлены в единстве. Так, в чувстве красоты, даже не привязанном к восприятию, соединяются зре­ние как зрительное ощущение, объясняемое физиологией, и красота как ви­дение того, что физиологией необъяснимо, поскольку связано с переживани­ем мира, втянутого в человеческую деятельность и общение. Практические чувства, как показывает Маркс, возникают лишь в универсальной практике человеческого общения, а не даны нам от рождения.

Загрузки

Опубликован

2020-08-31

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2020. О практических чувствах: Гегель против Канта. Вопросы философии. 8 (Aug. 2020), 157‒165. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-157-165.