О практических чувствах: Гегель против Канта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-157-165Ключевые слова:
Гегель, Кант, практические чувства, рефлексивность чувств, разум, способность воображения, единство ощущения и переживанияАннотация
На основе собственного перевода автор анализирует работу Гегеля «Вера и разум», которая помогает понять становление гегелевской философии. Статья в основном посвящена критике философии Канта, которая, по мнению Гегеля, не выходит за рамки Просвещения. Гегель рассматривает философию Канта как «расширение локкианства», которое Кант не преодолевает, а уравновешивает априоризмом. В «Критике чистого разума» Канта чувство и рассудок связаны внешне. Но, как считает автор, Гегель недооценивает кантовскую трансцендентальную способность воображения, в которой уже представлен синтез чувства и рассудка. Воображение у Канта в конечном счете иррационализируется, но схематизм воображения при этом является логической формой. Автор считает, что Гегель не оценил кантовскую характеристику способности суждения вкуса, которая у Канта дается воспитанием, и тем самым преодолевается кантовский априоризм. Кант различает чувство как ощущение (перцепция) и чувство как переживание (апперцепция), где апперцепция – нравственное и эстетическое чувство, любовь, совесть, честь. У Канта вера в пределах практического разума связана с нравственностью, и в этом автор видит предпосылки гегелевского понимания практических чувств человека. В работе «Вера и знание» Гегель осуществляет снятие противоположности между чувственностью и рассудком в их органическом синтезе благодаря категории особенного. Гегель выявляет своеобразие практических чувств, сложность которых заключается в том, что в них ощущение и переживание представлены в единстве. Так, в чувстве красоты, даже не привязанном к восприятию, соединяются зрение как зрительное ощущение, объясняемое физиологией, и красота как видение того, что физиологией необъяснимо, поскольку связано с переживанием мира, втянутого в человеческую деятельность и общение. Практические чувства, как показывает Маркс, возникают лишь в универсальной практике человеческого общения, а не даны нам от рождения.