Счастливая ошибка Альберта Эйнштейна

Авторы

  • Г.П. Аксенов Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, 125315, ул. Балтийская, д. 14

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-117-126

Ключевые слова:

специальная теория относительности, прямая перспектива, реальное время, живое вещество, научные революции

Аннотация

В 1922 г. в Париже состоялся известный «диалог двух монологов» Альберта Эйнштейна и Анри Бергсона о природе времени. Бергсон по следам дискус­сии написал книгу, где утверждал, что, провозгласив множественность вре­мен, теория относительности на самом деле доказала единственность време­ни. Эйнштейн, интуитивно используя образ человека с часами, не заметил, что человек и есть носитель времени. Одна из двух сравниваемых инерци­альных систем отсчета теоретически всегда неподвижна, и человек из нее неустраним. «Время движущейся системы» есть фикция, служащая только для измерения разности скоростей двух систем. Такая математическая кон­струкция, говорит Бергсон, есть динамический аналог прямой перспективы в европейском искусстве. Этот геометрический прием был изобретен живо­писцами для изображения трехмерного пространства на двумерной плоско­сти. Перспектива стала визуальным содержанием эпохи Возрождения и при­вела к научной революции XVII в. Подлинная история научной революции начала XX в. еще не написана. Ее скрытый смысл заключен в адекватном понимании природы реального времени, дополняющем теорию относитель­ности. Синтез идей Бергсона и Эйнштейна послужил В.И. Вернадскому для создания концепции вечности жизни.

Загрузки

Опубликован

2020-08-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2020. Счастливая ошибка Альберта Эйнштейна. Вопросы философии. 8 (Aug. 2020), 117‒126. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-117-126.