Диалектическое определение евразийства
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-136-149Ключевые слова:
евразийство, диалектика, формальная логика, абстрактно-всеобщее конкретно-всеобщее, типы единства, органическое единство, искусственное единствоАннотация
Статья посвящена обсуждению трудностей определения концепции евразийства 1920‒30-х гг. Среди теоретиков евразийства существовало множество разногласий, и некоторые исследователи считают, что нет евразийства как такового, а есть много евразийств. Таким образом, исчезает сам предмет евразийствоведения. По мнению автора, причиной этого является применение позитивистских методов при исследовании евразийства. Поиск общего для выявления сущности предмета оправдан, только если имеется в виду не абстрактно-всеобщее, а конкретно-всеобщее, как показано в работах Гегеля и Маркса и раскрыто в трудах Э.В. Ильенкова. Конкретно-всеобщее в случае евразийства как программы исследования России и других культур и цивилизаций мира – различение двух типов единства культуры и цивилизации: органического и искусственного единства (множественности, соединенной под воздействием внешней силы). Евразия – пример единства первого типа, человечество, объединенное идеологией западнического космополитизма, и европейские колониальные империи – второго. Евразийство показывает и как эти два типа единства диалектически зависят друг от друга и переходят друг в друга в истории России и человечества.