Индуктивное содержание методологии педагогических исследований: философская классика и современное теоретико-прикладное прочтение темы
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-124-135Ключевые слова:
индуктивизм в педагогическом поле, педагогические наблюдения, причинный анализ, социально детерминированное педагогическое исследование, метод единственного сходства и единственного различия.Аннотация
Педагогическое исследование есть сложным образом структурированный концепт, соединяющий пласт предметно-практического и научного познания, отношение к сфере Arts and Humanities и рациональной науке, – потому важным ракурсом его анализа является экспликация из предъявляемого исследователем результата и методов его получения логико-гносеологической атрибутики, степени корректного введения в методологическую рамку гуманитарного исследования. Из всего обширного логико-гносеологического содержания мы выделяем отображенный в заглавии индуктивизм. Педагогическое исследование предполагает неизбежное погружение авторского теоретического замысла в образовательную среду, во множество разнообразных по форме и содержанию ее проявлений, введение в процессе исследования различных экспериментальных практик, интерпретирования полученных результатов, выявление причинного формата педагогических феноменов, обобщения и экстраполяции выводов, полученных на ограниченных выборках участников эксперимента, на генеральные совокупности. Это позволяет утверждать, что в педагогическом научном поиске широко представлен инструментарий индуктивизма, и обратиться к соответствующим идеям индуктивизма. Предпринимаемое аналитическое исследование будет способствовать повышению методологической корректности предъявления результатов исследовательской деятельности педагогами – участниками научного поиска и аналитиками, обобщающими их результаты и встраивающими их в сегмент наличного педагогического знания, а также отображающими результаты, с точки зрения новизны, расширения наличного содержания педагогики, выдвижения альтернатив наличному знанию. Важно то, что такая методологическая корректность будет способствовать осмысленному внедрению научных результатов в практику образования.