Индуктивное содержание методологии педагогических исследований: философская классика и современное теоретико-прикладное прочтение темы

Авторы

  • Ю.Б. Икренникова Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 1009004, Москва, 1009004, ул. Земляной Вал, д. 73.
  • А.В. Коржуев Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.
  • З.А. Кулиев Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-124-135

Ключевые слова:

индуктивизм в педагогическом поле, педагогические наблюдения, причинный анализ, социально детерминированное педагогическое исследование, метод единственного сходства и единственного различия.

Аннотация

Педагогическое исследование есть сложным образом структурированный кон­цепт, соединяющий пласт предметно-практического и научного познания, от­ношение к сфере Arts and Humanities и рациональной науке, – потому важным ракурсом его анализа является экспликация из предъявляемого исследовате­лем результата и методов его получения логико-гносеологической атрибутики, степени корректного введения в методологическую рамку гуманитарного ис­следования. Из всего обширного логико-гносеологического содержания мы выделяем отображенный в заглавии индуктивизм. Педагогическое исследова­ние предполагает неизбежное погружение авторского теоретического замысла в образовательную среду, во множество разнообразных по форме и содержа­нию ее проявлений, введение в процессе исследования различных экспери­ментальных практик, интерпретирования полученных результатов, выявление причинного формата педагогических феноменов, обобщения и экстраполяции выводов, полученных на ограниченных выборках участников эксперимента, на генеральные совокупности. Это позволяет утверждать, что в педагогиче­ском научном поиске широко представлен инструментарий индуктивизма, и обратиться к соответствующим идеям индуктивизма. Предпринимаемое аналитическое исследование будет способствовать повышению методологиче­ской корректности предъявления результатов исследовательской деятельности педагогами – участниками научного поиска и аналитиками, обобщающими их результаты и встраивающими их в сегмент наличного педагогического знания, а также отображающими результаты, с точки зрения новизны, расширения на­личного содержания педагогики, выдвижения альтернатив наличному знанию. Важно то, что такая методологическая корректность будет способствовать осмысленному внедрению научных результатов в практику образования.

Загрузки

Опубликован

2020-07-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2020. Индуктивное содержание методологии педагогических исследований: философская классика и современное теоретико-прикладное прочтение темы. Вопросы философии. 7 (Jul. 2020), 124‒135. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-124-135.