Постнеклассическая психология и псевдонаука: реалистическая перспектива
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-93-103Ключевые слова:
постнеклассическая психология, философия науки, псевдонаука, антинаука, реализм, релятивизм, воспроизводимость, ХолтонАннотация
В статье анализируется постнеклассическая психология с позиций реалистической философии науки. Автор выделяет три особенности, способствующие тому, что постнеклассическая психология становится плодородной почвой для развития псевдонаучных идей. Это релятивизм, опирающийся на плюрализм истины; отрицание воспроизводимости как необходимого критерия научного знания; и размывание границы между научным и ненаучным знанием. В статье выявлено, что релятивизм часто вводится в постнеклассическую психологию посредством конструктивизма или конструкционизма. Отмечается, что уникальность объекта не является особым препятствием для научного исследования, которое опирается на критерий воспроизводимости. Также в статье обозначен ряд характеристик постнеклассической психологии, сближающих ее с контрнаучным мировоззрением (по Дж. Холтону). Это позволяет автору утверждать, что с классических позиций постнеклассическую психологию следует рассматривать не столько как новый этап развития науки, сколько как антинауку. Автор подчеркивает, что постнеклассическая рациональность облегчает проникновение псевдонаучных идей в психологию. В статье делается следующий вывод: в рамках постнеклассики философия науки не справилась с одной из своих функций, которая заключается в защите науки от предубеждений философов, мистиков, церковных деятелей и пр.