Постнеклассическая психология и псевдонаука: реалистическая перспектива

Авторы

  • А.А. Фёдоров Новосибирский государственный университет, Новосибирск, 630090, ул. Пирогова, д. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-93-103

Ключевые слова:

постнеклассическая психология, философия науки, псевдонаука, антинаука, реализм, релятивизм, воспроизводимость, Холтон

Аннотация

В статье анализируется постнеклассическая психология с позиций реали­стической философии науки. Автор выделяет три особенности, способству­ющие тому, что постнеклассическая психология становится плодородной почвой для развития псевдонаучных идей. Это релятивизм, опирающийся на плюрализм истины; отрицание воспроизводимости как необходимого кри­терия научного знания; и размывание границы между научным и ненаучным знанием. В статье выявлено, что релятивизм часто вводится в постнекласси­ческую психологию посредством конструктивизма или конструкционизма. Отмечается, что уникальность объекта не является особым препятствием для научного исследования, которое опирается на критерий воспроизводи­мости. Также в статье обозначен ряд характеристик постнеклассической психологии, сближающих ее с контрнаучным мировоззрением (по Дж. Хол­тону). Это позволяет автору утверждать, что с классических позиций пост­неклассическую психологию следует рассматривать не столько как новый этап развития науки, сколько как антинауку. Автор подчеркивает, что пост­неклассическая рациональность облегчает проникновение псевдонаучных идей в психологию. В статье делается следующий вывод: в рамках постне­классики философия науки не справилась с одной из своих функций, кото­рая заключается в защите науки от предубеждений философов, мистиков, церковных деятелей и пр.

Загрузки

Опубликован

2020-07-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2020. Постнеклассическая психология и псевдонаука: реалистическая перспектива. Вопросы философии. 7 (Jul. 2020), 93‒103. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-93-103.