Католические тенденции в эстетике французского символизма. Поль Клодель

Авторы

  • Н.Б. Маньковская Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-58-67

Ключевые слова:

Клодель, эстетика, эстетическое, искусство, символизм, соответствия, вдохновение, интуиция

Аннотация

В статье реконструируется эстетика П. Клоделя. Раскрывается ряд ориги­нальных идей, которые он внес в эстетическую линию современного католи­цизма, связанных с художественной символизацией, теургической ролью ис­кусства, космизмом творчества. Выявлен смысл различения Клоделем субъективного и объективного, первичного символизма, открывающего в ис­кусстве космическое видение Универсума. Проанализированы ключевые по­нятия его эстетики – искусство, символ, соответствия, художественный син­тез, эстетическое созерцание и наслаждение. Показана оригинальность его трактовки соотношения метафоры, художественного образа и символа. Изу­чена концепция художественного творчества с акцентом на вдохновении, воображении, интуиции в противовес рациональному началу. Прослежено понимание Клоделем соотношения явления и сущности, видимого и невиди­мого в искусстве, сосредоточенное на таинственном, загадочном, иллюзор­ном, передаваемым путем аллюзий. Рассмотрена его концепция динамич­ного и статичного символизма. Показана специфика философии искусства Клоделя, символическая трактовка им живописи, музыки, поэзии. Не только эстетика, но и творчество Клоделя как поэта и драматурга проникнуто ду­хом символизма.

Загрузки

Опубликован

2020-07-31

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2020. Католические тенденции в эстетике французского символизма. Поль Клодель. Вопросы философии. 7 (Jul. 2020), 58‒67. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-58-67.