Какая модальность межрелигиозного диалога репрезентируется в философии Удаяны? Ньяякусуманджали (Букет цветов ньяи).Вьякхья (комментарий) Харидасы Ньяяланкары.Начальные фрагменты. Перевод с санскрита и комментарии В.К. Шохина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-43-57Ключевые слова:
индология, индийская философия, рациональная теология, эксклюзивизм, инклюзивизм, градуализм, плюрализм, политкорректность, Удаяна, Хик, Хакер.Аннотация
Сегодня классическая индийская философия начинает выходить из узкого круга санскритологических штудий и узнаваться как составная часть мирового философского процесса. Этот сдвиг является однозначно конструктивным, и авторитетнейший философ школы ньяя Удаяна (ХI в.) не является здесь исключением, поскольку его разработки в области логики, эпистемологии, рациональной теологии включаются уже в общие контексты презентации соответствующих разделов. Но и его отношение к «религиозному другому» также заслуживает введения в эти общие контексты. И до писаний Джона Хика и его последователей общим местом было признание индийского религиозного сознания в качестве толерантизма, а после них это общее место получило новое обоснование из перспективы самой философии религии, сосредоточенной на различении отжившего (преимущественно христианского) эксклюзивизма, компромиссного (преимущественного католического) инклюзивизма и плюрализма, уже давно присущего индийской религиозности. Чтобы проверить эту схему, в статье предлагается анализ похожего внешне на плюрализм положения вводного раздела «Ньяякусуманджали» Удаяны. В результате выясняется, что даже здесь мы имеем дело не с плюрализмом, но с нормативным инклюзивизмом, который отнюдь не был изобретением II Ватиканского собора, но был уже характернейшей чертой индийского религиозного мышления (открытой в индологии П. Хакером), притом гораздо более близкого к самой сущности этого типа религиозного сознания, чем, например, хорошо известная концепция «анонимного христианства» К. Ранера, которая считается его модельной репрезентацией.