Метаморфоза «плоти» (Амвросий Медиоланский и становление западно-христианской антропологии)

Авторы

  • Т.А. Уманская Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-176-191

Ключевые слова:

трансформация понятий, св. Амвросий Медиоланский, Филон, Ветхий Завет, плоть, тело, душа, дух, смерть, воскресение, аскеза

Аннотация

В чем причина устойчивости восприятия христианства как учения, в котором тело объявляется не просто малозначащей стороной человека в отличие от бестелесной бессмертной души, но и путами, из которых последней надо вырваться? В статье делается попытка ответить на этот вопрос через анализ библейских понятий «плоть», «душа» и «дух», которые в творениях Отцов и Учителей Церкви предполагались тождественными греческим и латинским понятиям. Так, ветхо- и новозаветное понятие «плоть» может употребляться в этих текстах в качестве синонима «тела». В результате подобных, иногда неявных, смысловых метаморфоз в ранней христианской литературе формируется представление о человеке, обнаруживающее черты, присущие греко-римской антропологии, в первую очередь платонизму: дуализм души и тела, а также негативное отношение к телесности, что отходит от библейского представления о человеке как целостном существе, созданном благим творцом. В результате закладываются теоретические основы аскетических практик, направленных на подавление тела. Произведения крупнейшего проповедника и церковного политика IV в. святителя Амвросия Медиоланского дают возможность увидеть, как происходил этот процесс трансформации смыслов.

Загрузки

Опубликован

2020-05-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2020. Метаморфоза «плоти» (Амвросий Медиоланский и становление западно-христианской антропологии). Вопросы философии. 5 (May 2020), 176‒191. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-176-191.