Феномен израильско-иудейского пророчества и элементы античного «философского профетизма» в «осевую эпоху»

Авторы

  • И.Р. Тантлевский Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия, д. 5.
  • Р.В. Светлов Институт философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 197046, ул. Малая Посадская, д. 26.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-160-175

Ключевые слова:

израильско-иудейское пророчество, античный «философский профетизм», «осевая эпоха», этическая религия, «религия Сократа», античная диалектика.

Аннотация

В статье сделана попытка выявить ряд наиболее значимых особенностей израильского-иудейского пророчества (VIII–VI вв. до н. э.), оказавшегося по сути ключевым мировоззренческим феноменом первой половины «осевой эпохи» в истории человечества, когда «появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день» (К. Ясперс). Миссия еврейского пророка гораздо шире, чем простое предсказание будущего, ибо пророчества затрагивают весь основной спектр духовной и материальной жизнедеятельности человека: вопросы жизни и смерти, теологии и культа, этические нормы, проблемы внутренней и мировой политики, социальные и экономические антагонизмы, правовые коллизии, семейные взаимоотношения, в них разрабатываются элементы эсхатологии и т. д. Не исключена возможность, что явление пророчества в Древнем Израиле и Иудее коррелирует с процессами, связанными с появлением на исторической арене нового типа государства – империи. При сопоставлении с видами профетизма, распространенными в античной Греции, очевидно различие в областях, на которые распространялась пророческая мудрость Эллады и Израиля. Лишь в образе Сократа, донесенном до нас Платоном, видны черты профетической и медиумической избранности, дарующей ему мудрость именно в духовной области человеческого существования. Однако, несмотря на огромное влияние, которое оказали тексты Платона на эволюцию последующей европейской философии и культуры, они не стали «стилем» западной мысли. Начиная с Аристотеля, та четко отличает дискурсы «мифологов» и «теологов» от «первой философии»

Загрузки

Опубликован

2020-05-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2020. Феномен израильско-иудейского пророчества и элементы античного «философского профетизма» в «осевую эпоху». Вопросы философии. 5 (May 2020), 160–175. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-160-175.