Знание, способное порождать новое знание: ракурс науки и образования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-103-115Ключевые слова:
инновационное знание, догматическое знание, проблемно-познавательное обучение, репродуктивно-продуктивный переход, сущностное знание, поэзия.Аннотация
Порождение нового знания традиционно рассматривается как дело мышления. При этом не исследованным оказывается вопрос, что из себя представляет знание, вовлечённое в процесс создания интеллектуальных новшеств. Ранее автор представил на страницах журнала оригинальную теорию догматического знания когнитивно-активного типа. В данной статье разрабатывается эпистемологическая проблематика знания, которое выступает в качестве активного агента мышления при создании знаний, выходящих за пределы догматического конструктивизма. Такое знание получило название инновационного или порождающего. Его функционирование представлено на предметном поле науки и образования. Рассмотрена природа изначальной силы, творящей инновационное знание под углом зрения мотива познания и мотива достижения. Выделены две формы локализации порождающего знания – тематическая и динамическая; для первой определены селективный и элективный типы избирательности как особое в действии порождающей функции знания. Кратко очерчен круг вопросов касательно роли инновационного знания в отношении форм обучения будущего – проблемно-познавательного (в том числе исследовательского) и памятливого, а также относительно процесса перехода от усвоения знаний к самостоятельному производству знаний в развитии молодого исследователя – школьника или студента (репродуктивно-продуктивный переход).