К вопросу о применимости научного аппарата феноменологии в религиоведении

Авторы

  • Т.С. Самарина Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-57-68

Ключевые слова:

феноменология, феноменология религии, религиоведение, интенция, эпохе, редукция, сознание, бытие, Э. Гуссерль, М. Шелер

Аннотация

В статье осмысляется понимание ключевых процессов феноменологического исследования философской феноменологии (интенциональность и эпохе) в сопоставлении их с феноменологией религии. Автор полагает, что такое сопоставление поможет ответить на вопрос о месте феноменологии религии в истории мысли. Для этого прежде всего рассматривается проблема интенциональности как основы философской феноменологии Э. Гуссерля. Гуссерль выделяет три этапа редукции: феноменолого-психологическую, эйдетическую, трансцендентальную. Третий этап редукции как раз оформляет полноценную научную философию, так как внимание здесь переориентируется от содержания феноменов к ноэтико-ноэматическим корреляциям. Затем автор статьи обращается к М. Шелеру, указывая, что феноменологию он понимает не как отдельный метод и науку наук, а как технику созерцающего сознания. Для него не сознание конституирует бытие, напротив, сознание вписывается в бытие. В центре философии Шелера стоит человек, следовательно, философское знание не может проецироваться на религию, а научное замещать философское, это три акта духа, не умаляющие один другой. Для Шелера редукция – своего рода квазирелигиозная аскетика. Далее рассматривается возможность применения феноменологии Шелера в религиоведении, подчеркивается их близость.

Загрузки

Опубликован

2020-05-31

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2020. К вопросу о применимости научного аппарата феноменологии в религиоведении. Вопросы философии. 5 (May 2020), 57‒68. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-57-68.