Платон и Corpus Platonicum: константы новой парадигмы

Авторы

  • Ю.А. Шичалин

Ключевые слова:

Платон, Corpus Platonicum, Х. Теслефф, И. Дюринг, речи, пересказанные диалоги, речи в прямой драматической форме, хронология, институциональный подход

Аннотация

Доминирующий сегодня подход к текстам Платона и Платоновскому корпусу очевид-
ным образом эклектичен: он совмещает образ Платона, созданный античными доксогра-
фами (Платон – ученик Сократа, глава созданной им философской школы – Академии), и
образ новоевропейского ученого или университетского профессора. Начальный импульс
для разработки модели, изложенной в данной статье, дали подходы Х. Теслеффа и И. Дю-
ринга. Платон – представитель аристократического семейства и прежде всего – полити-
ческий мыслитель, приверженец пифагорейцев; он начинает литературное творчество с
писания речей, которые обсуждаются в аристократических клубах (конец 390-х – середи-
на 380-х: “Апология”, речь “Менексена”, речи “Федра” и “Пира”, ср. речи “Протагора”).
Затем, начав занятия в кружке единомышленников в частном доме близ обществен-
ного гимнасия Академии, он пишет рамочные диалоги (конец 380-х – начало 360-х: “Го-
сударство” и на его фоне “Протагор”, завершенный “Пир”, “Федон”, “Хармид”, “Лисид”,
“Евтидем”). Развитие школы приводит к попытке разработать научный (верифицируе-
мый) метод определения (диалектику) и вызывает у Платона интерес к методам других
школ, софистических и эристических; тогда же Платон начинает писать диалоги в пря-
мой драматической форме (конец 370-х – вторая половина 360-х: “Теэтет”, “Кратил”,
“Менон”, “Парменид”; ученики Платона начинают писать диалоги). В это же время
(середина – вторая половина 360-х) Платон, развивая идеи последних книг “Государства”,
пишет диалог “Тимей”, в котором демиург создает видимый мир в соответствии с умо-
постигаемым образцом) и начинает готовить материалы к “Законам” (ср. ученические
диалоги “Алкивиад I”, “Критон”, “Минос”, “Евтифрон”).
Аристотель появляется в Академии (366 г.), участвует в обсуждении методов софис-
тики и риторики (пишет “Топику” и “Софистически опровержения”) и начинает разработ-
ку отдельных наук: логики, физики (включая биологию), этики и политики; построения
Платона подвергаются критике, в частности, его диалектика. Пытаясь спасти диалектику,
Платон изобретает метод диэрезы (“Софист”, “Политик”) и создает концепцию числа как
промежуточной области между единством первоначала и множественностью видимого
мира (“Филеб”). Но эти попытки разработать свой научный метод не имели успеха. Твор-
чество Платона завершается “Законами”, в которых нет ни диалектики, ни оппозиции об-
разец-подобие, но есть учение о злой душе мира и острая критика натурфилософии.

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Платон и Corpus Platonicum: константы новой парадигмы. Вопросы философии. 8 (Apr. 2021), 112–123.