Спиноза и становление русского религиозно-философского модернизма (Аким Волынский как наследник и критик Спинозы)
Ключевые слова:
Спиноза, Аким Волынский, русский религиозно-философский модернизм, Бог как Идея, христология, теократияАннотация
Впервые философское наследие Спинозы рассматривается в процессе становления
русского религиозно-философского модернизма в 1880–1890-е гг. Первым и главным его
деятелем, актуализировавшим основные идеи Спинозы в интеллектуальном движении
“конца века”, был Аким Волынский (Хаим Лейбович Флексер), выдающийся русский сво-
бодный мыслитель, искусствовед, литературный критик, теоретик театра и балета. Во-
лынский считал “Этику” второстепенным по значению сочинением, но глубоко воспринял
и развивал основные темы “Богословско-политического трактата” Спинозы в направле-
нии модернистской религиозной идеологии. Вслед за Спинозой Волынский утверждал,
что Бог абсолютно действителен как Идея, и с этим положением соединял свою первич-
ную интуицию “Любить Бога значит любить Идею Бога”. Волынский наполнял свое отно-
шение к Богу одновременно интеллектуальным и интимно-психическим содержанием, в
отличие от спинозовской чистой “интеллектуальной любви к Богу”.