Лингвистические основания буддийской логико-эпистемологической теории
Ключевые слова:
влияние грамматики на праманаваду, влияние санскрита на праманаваду, кальпана, мыслительное конструирование, основания буддийской эпистемологии и логики.Аннотация
В публикации речь идет об основаниях буддийской эпистемологии и логики (прежде
всего, об использовавшемся в них категориальном аппарате) и о двух лингвистических де-
терминантах этих оснований: влиянии особенностей языка (санскрита) и влиянии теории
языка (грамматики). Автор приводит текстологические доказательства того, что грамма-
тика (вьякарана) оказала влияние на буддийскую праманаваду через учение ньяи, выра-
женное в “Ньяя-сутрах” Готамы и комментарии к ним Ватсьяяны. Эпистемология ньяи
включала категоризацию Готамой познавательной деятельности на основе системы карак,
предложенной грамматистом Панини. Эта категоризация стала использоваться и буддис-
тами для обсуждения логико-эпистемологических проблем. Дигнага для классификации
разновидностей слов, “вступающих в соединение” с результатом чистого восприятия,
позаимствовал также классификацию разновидностей слов, приводимую Патанджали в
его “Пространном комментарии” на “Восьмикнижие” Панини. Процесс обозначения ре-
зультатов восприятия рассматривался в эпистемологии школы йогачара как один из видов
конструирующей деятельности мышления, которая вместе с ее совокупными продуктами
обозначалась термином кальпана (“сконструированное”) и производными от него. Дефи-
ниции кальпаны, дававшиеся Дигнагой, Дхармакирти и Дхармоттарой, обнаруживают
несовпадение их понимания статуса логики. Дигнага продемонстрировал тенденцию к от-
делению логики от эпистемологии и онтологии, к пониманию логических концепций как
описаний особой, третьей реальности – сферы мышления, а сами описания рассматривал
как продукты конвенциональной словесной практики. Определения кальпаны у Дхарма-
кирти и Дхармоттары указывают на более традиционное понимание статуса ануманавады
как раздела праманавады. В качестве разновидностей мыслительных конструктов йога-
чарины выделяли представление как результат восприятия (пратити), суждение воспри-
ятия (видхи), вывод (анумана), из которых теоретически проработали только вывод. Пе-
речисленные разновидности кальпаны стоят гораздо ближе к современным логическим
формам, понимаемым как структурные элементы познающего мышления, нежели эписте-
мологические и логические категории индийских реалистов.