“Забота” Хайдеггера, “бытие-для-себя” Сартра и буддийская духкха: онтология негативности

Авторы

  • Т.П. Лифинцева

Аннотация

Автор исследует онтологические стратегии западной экзистенциальной философии (её “атеистического” направления) и буддийской школы мадхьямака (шуньявада). Мы можем обнаружить схожие феноменологические стратегии наряду с крайними различиями в антропологии и ценностных задачах: (персонализм и деконструкция классического субъекта западной философии в экзистенциализме и радикальный имперсонализм буддизма). Мы полагаем, что в буддизме, а также у Хайдеггера и Сартра можно обнаружить схожие теории сознания. Категория “шунья” (пустота) в школе мадхьямака сопоставима с Ничто у Хайдеггера и Сартра (хотя они далеко не идентичны) и мы можем говорить о основополагающей роли негативности в обоих случаях. Мы пытаемся обосновать точку зрения, что позиция школы мадхьямака, строившей мощнейшую онтологию, была радикальным нигилизмом, а вовсе не скептицизмом (как считают многие современные буддологи). Нас также интересует проблема “несчастного сознания” (будь то “забота” Хайдеггера, “тошнота” Сартра или буддийская “духкха”) и различные подходы мыслителей к этой проблеме. 

Опубликован

2020-03-27

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2020. “Забота” Хайдеггера, “бытие-для-себя” Сартра и буддийская духкха: онтология негативности . Вопросы философии. 7 (Mar. 2020), 184–203.