Есть ли в феноменологии сотериологическая модель? Полемическая реплика на статью А.Ю. Неделя
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-186-193Ключевые слова:
буддийская философия, феноменология, сотериология, принципы компаративной философииАннотация
Настоящая статья является полемическим ответом на статью А.Ю. Неделя («Вопросы философии», 7, 2018). Критически разбирается гипотеза А. Неделя, согласно которой в феноменологии Э. Гуссерля содержится сотериологическая модель. В качестве аргументов опровержения используются высказывания Гуссерля и Васубандху о стратегических целях их исследований, показывающие фундаментальные отличия названных целей, различия неявных, детерминированных культурами, предпосылок их исследований (в частности, неодинаковые представления о сознании: интенционалистские у Гуссерля и неинтенционалистские у буддистов), не до конца проясненные в статье смыслы явных установок (например, лозунга Гуссерля «Назад к самим вещам»), критика некорректных интерпретаций санскритских терминов и слишком поверхностных обобщений, сделанных автором (в частности, отождествление «чистого сознания» у Гуссерля (reine Bewußtsein) с «чистым сознанием» (anāsravā-prajñā) буддистов).