Понятие блаженства (ананды) в философии индуистского тантризма: основы тантрической анандавады
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-177-185Ключевые слова:
индуизм, философия тантризма, тантрические тексты, ананда, анандавада, абсолютАннотация
Интерес тантрических школ к теме блаженства (ананды) был обусловлен историко-религиозными причинами. По мере развития тантризма стало считаться, что блаженство входит составной частью в природу самого божества. Тантрические авторы постоянно упоминают слово «ананда» (ānanda), оно неоднократно входит в названия различных тантрических текстов. Тантрическая «анандавада» («учение о блаженстве») может быть выведена на основании дошедших до нас первоисточников. Тантризм заимствует понятие блаженства из общеиндийской традиции, но наделяет его своими чертами. Понятие «ананда» проявляется в различных сферах тантрического мировоззрения. С онтологической точки зрения ананда интегрирована в ту запредельную реальность, к которой стремятся приверженцы тантры. При этом блаженство может пониматься трояким образом. Во-первых, ананда – часть абсолютного первопринципа; во-вторых, представляет собой союз двух божественных начал, образующих абсолют; в-третьих, она есть динамичный аспект абсолюта, его Шакти (ананда-шакти). Тантра знает и различные типы блаженства самого по себе, выстраивая их в своеобразную «лестницу». В тантризме с блаженством часто ассоциируется освобождение. Блаженство сотериологическое по сути совпадает с блаженством когнитивным, поскольку духовное знание является в тантре источником обретения освобождения. В ходе практической деятельности адепт старается пережить на опыте блаженство, которое становится для него залогом будущего перманентного блаженного состояния.