Онтологические жесты и образы революции
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-75-87Ключевые слова:
революция, основание, причина, боги, природа, ниспро- вержение, покорение, освобождение, справедливость, несправедливостьАннотация
Рассматривается метафизический пласт революции, а именно ее стратегия касательно богов и природы. Взгляд на саму революционную стихию фокусируется в проекции ее причин и оснований, подчеркнуто различаемых. Сообразуясь с внутренней логикой революции, в качестве философского
подспорья рассуждений берется, как исходный, экзистенциалистский тезис Альбера Камю и, методологически, гегелевский диалектический имманентизм, освобождаемый, по возможности, от панлогистского самодовольства. Гегельянству противопоставляется критически толкуемый трансцендентализм Канта, а вместе с ним и как таковая стратегия «координации» интеллигибельности и религиозности. В том же критическом ключе трактуется творческая эволюция Герберта Маркузе, переходящего от защиты гегельянства к поддержке кантовских идей. К обсуждению заглавной проблемы статьи привлекаются теоретические работы Михаила Агурского и Владимира
Кормера, посвященные, соответственно, анализу идеологии национал-большевизма и двойного сознания интеллигенции. Предъявляемые философские аргументы автор сопрягает с литературно-художественными, представленными, в частности, в текстах Александра Блока, Пимена Карпова
и Андрея Платонова.