Речь, письмо и медиаобразование

Авторы

  • В.Ю. Быстров Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., д. 7/9.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-21-24

Ключевые слова:

речь, письмо, медиа, логоцентризм, медиацентризм

Аннотация

Экспансия медиа в сферу образования производит в образовательном процессе существенные и радикальные изменения. Автор статьи подчеркивает, что направленность этих изменений выражается в доминировании образа над словом. В этом общем движении от слова к образу существует промежуточная стадия, устанавливающая господство устного слова над письменным,
господство фоноцентризма (медиацентризма) над логоцентризмом. В статье проводится мысль о том, что философия традиционно концентрируется на работе с письменными источниками и приоритет речи над письменным словом воспринимается как несовместимый с изучением философии вообще. Автор настаивает, что генетически философия вовсе не связана с логоцентризмом, так как у Платона философия возможна только благодаря речи – непосредственному выражению движений души. Любые промежуточные звенья между душой и речью, в том числе и письмо, являются препятствием для философии. В современной философии, например, у Ж. Деррида, не письмо, а речь способна передать личный ментальный опыт. Вопрос, который медиа ставят сегодня перед философией, это вопрос о том, насколько посредничество письма необходимо для существования самой философии и в какой мере приоритет речи над письмом способствует тому, чтобы философия раскрыла свои собственные предпосылки

Загрузки

Опубликован

2020-03-31

Выпуск

Раздел

Медиаобразование: проблемы и перспективы

Как цитировать

[1]
2020. Речь, письмо и медиаобразование. Вопросы философии. 3 (Mar. 2020), 21‒24. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-21-24.