О понятии медиаобразования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-9-12Ключевые слова:
образование, коммуникация, медиа, университет.Аннотация
В статье дается критическая точка зрения относительно медиаобразования и его возможностей в философском образовании. Медиаобразование активно вторгается в жизнь университетов и приносит с собой такие новые формы образовательного процесса, как онлайн-лекции, вебинары. Автор подчеркивает, что в преподавании философии есть ряд особенностей, которые неизбежно входят в противоречие с новыми формами. Когда речь идет о медиаобразовании, то, как правило, используется поверхностное представление о природе самого образования, представление, свойственное, скорее обыденному, а не научно-философскому сознанию. В статье проводится
мысль о том, что образование обычно описывается как коммуникативный процесс, предполагающий трансляцию знаний из определенного источника и их пассивное усвоение. Этот коммуникативный процесс строится на субъектно-объектных или объектно-объектных отношениях, а отношения субъектно-субъектные из этого процесса исключены. Возможно, движение в этом направлении является необратимым, и окончательная победа коммуникативной модели образования является неизбежной. Автор противопоставляет указанной модели иное понятие образования, всесторонне разработанное еще в немецкой философской классике. В то же время автор уточняет, что критика в статье не распространяется на медиафилософию как попытку осмысления медиареальности специфическими средствами философии. Такое осмысление вполне оправдано, и автор предполагает, что философия располагает необходимым для этого методологическим и теоретическим инструментарием.