История японского буддизма в «Собрании стародавних повестей». Часть I: основатели школ и строители храмов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-137-155Ключевые слова:
японский буддизм, поучительные рассказы сэцува, «Кондзяку моногатари-сю:», история, буддийские школы, храмы, боги ками, священные деревьяАннотация
В «Собрании стародавних повестей» принцип историчности не менее важен, чем буддийская картина мира, сквозь призму которой составители трактуют вошедшие в памятник сюжеты. Мировоззренческий, географический и временной аспекты здесь объединены. Глубокой древности географически соответствует Индия; тому, что случилось давно, но в обозримом прошлом – Китай, а более близким рассказчику временам – Япония. Рассказы повествуют о неотвратимости последствий любого действия, о полной страданий жизни в мире сансары и о возможном пути избавления. Взгляд историка оказывается важен еще и тем, что помогает персонажам увидеть этот путь: выстраивает хаос событий в последовательность. В первой части статьи на материале рассказов 11-го свитка показано, как составители, руководствуясь вышеописанным подходом, объединяют отдельные истории в текст, обладающий цельностью и структурой. Модельным для 11-го свитка, посвященного началу буддийской традиции в Японии, становится первый рассказ, о царевиче Сётоку. Именитые подвижники, зачинатели разных буддийских направлений в Японии (рассказы с 1-го по 12-й), приобщают Японию к буддийскому миру: завязывают связь одновременно географическую (ездят в Китай), временную (проводят линию преемства от самого Будды Шакьямуни), смысловую (привозят учение). Разбор историй основания крупнейших храмов Японии (рассказы с 13-го по 38-й) показывает, что они выстроены в той же логике. Первую часть статьи завершает перевод рассказа 11‒15 о строительстве храма Гангодзи