Об аристотелевских началах в философии Вл. Соловьева
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-45-55Ключевые слова:
Абсолютное, потенция, действительность, причины вещи, материя, ипостась, сущность, аристотелизм, христианство.Аннотация
В центре внимания статьи – влияние, которое оказали идеи Аристотеля на философские взгляды Владимира Соловьева. Вопреки расхожему мнению о преимущественно платоновских корнях соловьевской метафизики всеединства автор показывает, как, начиная с самых ранних своих работ, Соловьев использует эвристический потенциал аристотелевской логики и ме-тафизики. Так, создавая свое учение об Абсолютном, Соловьев обращается к аристотелевской концепции материи, к идее потенциальности, к теории че-тырех причин вещи. Осмысление Владимиром Соловьевым «пары» аристотелевских понятий «дюнамис» – "энергейа», становится для него исходным пунктом построения динамической концепции Абсолютного и его другого. При этом в статье используются не только те тексты Соловьева, к которым чаще всего обращаются исследователи его творчества (как преимущественно 1870-х гг., опубликованных им при жизни, так и посмертно опубликован-ных черновиков, материалов лекционных курсов, прочитанных на Бесту -жевских женских курсах в Санкт-Петербурге в 1881‒1882 гг.), но также и «автоматические» записи философа. Автор обращает внимание на то, что ряд идей – о первой материи, о материи как подлежащем, об энергии как ре-ализации возможности в действительном – задолго до того, как их воспринял Соловьев, прошли существенную модификацию в языке западного и восточного христианства.