Философия Аристотеля как событие историко-культурного ряда
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-27-37Ключевые слова:
Аристотель, философия, культура, архэ, природа, движе-ние, мироздание, сущее, перводвигатель, социальная интроспекция, полис, космос, номосАннотация
Статья обосновывает современное значение философских идей Аристотеля. Автор подчеркивает, что философский универсум Аристотеля, его идеи нередко рассматриваются в контексте культуры, поскольку философия высту-пает формой культурного самосознания. В статье проводится мысль о том, что Аристотель завершает и обобщает античное миропонимание. Он осозна-вал происходящее размежевание мифа и логоса – «теологов» и «фисиологов». Понятийно-логическое мышление приобретает в его рассуждениях са-мостоятельность, отделяясь от мифологических фантазий, а не возникая из них. Аристотель открывает путь к новому проекту онтологии, разработанному им в связи с вопросом о «сущем как таковом». Автор осмысливает, как метафизическая концепция Аристотеля завершает разрушение Олимпийской системы. Автор постулирует, что европейская культура в лице Аристотеля на-ходит своего первооткрывателя и творца, обосновавшего разум как универ-сальный инструмент антропологических измерений космоса и построения рациональной картины мироздания. Греческая культура всегда находилась в «пространстве бытия», она открывает «бытие» и обращается к «бытию», а не к «небытию». Философские идеи, весь научно-философский универсум Аристотеля представляет собой со-бытие европейской и мировой культуры,
которое знаменует завершение греческого проекта онтологии. Мы говорим о «бытийственности», которую открыли греки, определив парадигму культурного развития Европы.