Ван Чун и Плиний Старший о смертности сознания

Авторы

  • А.Б. Старостина Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, 117997, Нахимовский просп., д. 32.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-194-201

Ключевые слова:

Ван Чун, Плиний Старший, танатология, души умерших, сравнительные исследования, метемпсихоз

Аннотация

Современники Ван Чун (27? – после 97 н.э.), и Плиний Старший (22 или 24 – 79 н.э.) подводят итог нескольким столетиям размышлений о том, что происходит с индивидуальным сознанием после смерти. Оба трактовали эту тему со схожих позиций, придерживаясь мнения, что сознание угасает в момент смерти, и приводили схожие аргументы в пользу своей точки зре­ния. В обоих случаях фоном для рассуждений служили вера в возможность посмертной активности душ умерших и культ предков. И Ван Чун, и Пли­ний указывали, что никто не говорит о сохранении сознания животных, ко­торые не отличаются принципиально от человека, и полагали, что после смерти человек должен возвратиться в то же состояние, в каком пребывал до рождения. Главной мишенью критики Ван Чуна при этом была широко распространенная в его дни вера в возможность вредоносной активности душ умерших, а Плиний спорил в первую очередь с недолжной надеждой на продолжение жизни после угасания тела, которая, с его точки зрения, мешала спокойно и без тревог ожидать смерти.

Опубликован

2025-08-11

Выпуск

Раздел

АЗИАТСКИЕ ФИЛОСОФИИ: ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Как цитировать

[1]
2025. Ван Чун и Плиний Старший о смертности сознания. Вопросы философии. 8 (Aug. 2025), 194–201. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-194-201.