О специфике «предосевого времени» на примере Китая эпохи Чуньцю: методологические заметки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-177-185Ключевые слова:
генезис философии, история философии, «осевое время», «предосевое время», рефлексия, Чуньцю, китайская философия, Небо (тянь)Аннотация
В статье предложена методологическая модель, рассматривающая некоторые аспекты предпосылок и становления духовного переворота «осевого времени». Предполагается, что «осевые» учения возникли как попытки осмыслить вызовы и ответы на них, связанные с событиями предыдущей, обладающей особой значимостью и спецификой эпохи, концептуализируемой как «предосевое время». В этом смысле ключевой процесс, инициализировавший собой «осевое время», процесс интериоризации духовного, явился ответом на главный вызов «предосевого времени» – экзистенциальный вызов Другого, эмпирическими предпосылками которого стали массовый демографический рост и усложнение социополитических и социоэкономических структур. Космос «предосевого человека» оказался не готов к массированному давлению со стороны Другого, в первую очередь в силу вызывающей неподсудности Другого божественным силам, дотоле фундировавшим осмысленность этого космоса. Результатом этого процесса стала девальвация «доосевых» культурных парадигм, внутренний эскапизм, интерес к личностному и этическому и, собственно, интериоризация духовного. Процессы, интерпретированные данной методологической моделью, иллюстрируются на материале китайских классических текстов. Данная модель также предполагает ряд направлений конкретно-исторических исследований процессов «предосевого времени».