Этико-политические «очки» древнекитайской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-165-176Ключевые слова:
древнекитайская философия, этика, политика, практика, особенности, специфика, универсальная этизированностьАннотация
В статье обсуждается понятие «универсальной этизированности», введенное А.И. Кобзевым в качестве специфической характеристики китайской философии. Уточняется его смысл применительно к древнекитайской философии, а также дается релевантный иллюстративный материал. Делается вывод, что в реалиях древнекитайской философии следует говорить скорее об универсальной «политизированности» или «этико-политизированности», которая может варьироваться в степени присутствия этического и политического компонентов. Также акцентируется сознательный и эксплицитный характер древнекитайских «этизированных/политизированных» построений. Эти выводы иллюстрируются на примерах отношения древнекитайского философского мейнстрима к «софистам», древнекитайских концепций приоритетного знания, критериев истинности и «хорошей» науки, а также осмысления древними китайцами «метафизического» знания и его объектов. В конце ставится вопрос о том, насколько «универсальную этизированность» можно считать отличительной особенностью древнекитайской философии, и высказывается мнение, что она может считаться таковой только по отношению к современной философии.