Влияние Томаса Траэрна на философию Герберта Рида

Авторы

  • М.О. Кедрова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-145-153

Ключевые слова:

Герберт Рид, Томас Траэрн, английская философия, теология XVII в.

Аннотация

В статье исследуется влияние религиозного мыслителя и поэта XVII в. То­маса Траэрна на философию Герберта Рида. В центре внимания находится сочинение Траэрна «Сотницы медитаций» (1674 г., опубликовано в 1908 г.), поскольку именно оно оказало наибольшее воздействие на Рида. Автор ста­тьи обозначает два главных вектора влияния: чувство славы, ставшее для Рида интеллектуальным и нравственным ориентиром, и детский опыт, от­сылающий к подлинной реальности. Две важнейшие интуиции Траэрна – младенческая невинность, наделенная особым знанием-зрением (вопло­щенная в образе «Младенческого Ока»), и чувство славы как основной принцип его рационального мистицизма – становятся связующей нитью между творчеством Траэрна и философией Рида. Уже в первой автобиогра­фии Рида 1933 г. появляется одно из его центральных понятий – «невинный взор», – которое сопоставимо с понятием «Младенческое Око». Опыт дет­ских лет Рид называет единственным реальным опытом, а всю последую­щую, взрослую жизнь – отголоском той жизни с невинной чувствительно­стью. Это созвучно мысли Траэрна о том, что именно младенческое состояние соотносится с трансцендентным и универсальным. Важно отме­тить, что Траэрн акцентирует не только невинность и чистоту, свойствен­ные маленькому ребенку, но и особое знание, которое открыто ему. Такое понимание характерно и для Рида. Наряду с понятием «невинного взора» концепция чувства славы (это чувство Рид трактует как восторг причастно­сти красоте и тайнам мироздания) становится основополагающей в фило­софии Герберта Рида.

Опубликован

2025-08-11

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Влияние Томаса Траэрна на философию Герберта Рида. Вопросы философии. 8 (Aug. 2025), 145–153. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-145-153.