Модель философской антропологии в философии В.С. Степина

Авторы

  • Е.С. Петриковская Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-76-85

Ключевые слова:

В.С. Степин, философская антропология, философия науки, методология, деятельность, культура, проблема человека, типы рациональности, универсалии культуры, техногенная цивилизация, гуманистические ценности, саморазвивающиеся системы, картина мира, структуры бытия

Аннотация

В статье раскрывается новаторский подход к философско-антропологиче­ской проблематике известного российского философа В.С. Степина, полу­чившего наибольшее признание как философ науки. Специфической осо­бенностью его подхода является приложение историзма к философии науки, обоснование тезиса о смене исторических типов научной рациональ­ности, проведение различия между тремя типами научной рациональности. Описание классической рациональности позволяет В.С. Степину поставить проблему человеческой субъективности, а описание постнеклассической рациональности – проблему социокультурной детерминации познания. Стремление к объективности при познании сложных, развивающихся «че­ловекоразмерных систем» требует понимания того, чтó собой представляет познающий субъект как человек. В свою очередь cовременная философская антропология представлена различными философскими направлениями и течениями, которые объединяет поиск альтернативы классической антро­пологии. В статье рассмотрены дискуссии предметного и проблемного поля философской антропологии в отечественной философии второй половины ХХ в. Автор приходит к выводу, что Степин внес значительный вклад в определение статуса философской антропологии в системе философского знания, ее возможной роли в методологических исследованиях. При освое­нии «человекоразмерных систем» и этической оценке соответствующих ис­следовательских программ появляется запрос на специальные экспертные знания и новое философско-методологическое осмысление. При этом тра­диционная проблематика философии науки радикально расширяется, пере­ходит в философскую антропологию. Появляется возможность развития философской антропологии как общего учения о культуре и человеке, по­строения представлений о природе человека, моделей культуры. Тем самым вопрос о типах научной рациональности способствовал выходу на нестан­дартный уровень осмысления проблемы человека, создавал методологиче­ские основания для новых подходов к ее решению. Привлекая обширное постсоветское поле методологических практик в постнеклассической пара­дигме науки, можно изменить критическую перспективу философско-ан­тропологических исследований.

Опубликован

2025-08-11

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2025. Модель философской антропологии в философии В.С. Степина. Вопросы философии. 8 (Aug. 2025), 76–85. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-76-85.