Модель философской антропологии в философии В.С. Степина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-76-85Ключевые слова:
В.С. Степин, философская антропология, философия науки, методология, деятельность, культура, проблема человека, типы рациональности, универсалии культуры, техногенная цивилизация, гуманистические ценности, саморазвивающиеся системы, картина мира, структуры бытияАннотация
В статье раскрывается новаторский подход к философско-антропологической проблематике известного российского философа В.С. Степина, получившего наибольшее признание как философ науки. Специфической особенностью его подхода является приложение историзма к философии науки, обоснование тезиса о смене исторических типов научной рациональности, проведение различия между тремя типами научной рациональности. Описание классической рациональности позволяет В.С. Степину поставить проблему человеческой субъективности, а описание постнеклассической рациональности – проблему социокультурной детерминации познания. Стремление к объективности при познании сложных, развивающихся «человекоразмерных систем» требует понимания того, чтó собой представляет познающий субъект как человек. В свою очередь cовременная философская антропология представлена различными философскими направлениями и течениями, которые объединяет поиск альтернативы классической антропологии. В статье рассмотрены дискуссии предметного и проблемного поля философской антропологии в отечественной философии второй половины ХХ в. Автор приходит к выводу, что Степин внес значительный вклад в определение статуса философской антропологии в системе философского знания, ее возможной роли в методологических исследованиях. При освоении «человекоразмерных систем» и этической оценке соответствующих исследовательских программ появляется запрос на специальные экспертные знания и новое философско-методологическое осмысление. При этом традиционная проблематика философии науки радикально расширяется, переходит в философскую антропологию. Появляется возможность развития философской антропологии как общего учения о культуре и человеке, построения представлений о природе человека, моделей культуры. Тем самым вопрос о типах научной рациональности способствовал выходу на нестандартный уровень осмысления проблемы человека, создавал методологические основания для новых подходов к ее решению. Привлекая обширное постсоветское поле методологических практик в постнеклассической парадигме науки, можно изменить критическую перспективу философско-антропологических исследований.