Антропоцентризм, христианство и истоки экологического кризиса Часть I. Что значит (не) быть антропоцентристом?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-192-203Ключевые слова:
экологическая этика, человеческий шовинизм, межвидовой эгалитаризм, Линн Уайт, Питер Сингер, интеллектуальная история ЗападаАннотация
Антропоцентризм является понятием, широко использующимся в этических исследованиях, посвященных экологии и обращению с животными. Чаще всего оно трактуется там как тип порочной дискриминации нечеловеческих форм жизни, отождествляемый с видизмом и человеческим шовинизмом. Мировоззренческим истоком антропоцентризма в западной культуре нередко признается христианство, на которое тем самым возлагается ответственность за экологический кризис и угнетение животных на Западе. Цель этой статьи – подвергнуть критике такое понимание антропоцентризма и предложить его альтернативную трактовку, свободную от груза леворадикальной, эгалитаристской идеологии, дающую более сложный и корректный его образ. Доказывается, что антропоцентризм не сводится к предосудительной дискриминации, так как указывает на неустранимый признак нашего мышления. Соответственно, разработка оптимальной системы этики, дружественной в отношении окружающей среды и других форм жизни, предполагает отказ не от антропоцентризма, а от человеческого шовинизма: они не сводимы друг к другу. Означая врожденную когнитивную перспективу, присущую людям, антропоцентризм в основе своей не зависит от христианской или иной религии. Его ошибочная ассоциация с христианством возникла вследствие неразличения культурных форм, в которых антропоцентризм проявлялся в духовной истории Запада.