Философское обоснование учения о карме в Абхидхарме и Мадхьямаке
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-159-169Ключевые слова:
этическая каузальность, мгновенность дхарм, кармические семена, определенность и неистощимость кармы, пратитья-самутпада, бессамостность, пустота, Васубандху, Нагарджуна, ЦонкапаАннотация
«Карма» и «сансара» являются традиционными понятиями индийской духовной культуры, но учение Будды о карме явилось открытием, имевшим революционное значение для концептуализации идеи циклических перерождений (сансары). Оно встречается уже в самых ранних канонических текстах, а в литературе Абхидхармы получило подробную теоретическую и практическую разработку. Хинаянские философские школы вайбхашика и саутрантика, чьи воззрения представлены Васубандху в трактате «Абхидхармакоша», дали свое теоретическое обоснование закона кармы в контексте учения о дхармах и теории мгновенности, но из-за субстанциалистского мировоззрения встретились с трудностью при ответе на вопрос об онтологическом механизме кармического воздаяния. Дхармакирти ввел в онтологию мгновенности саутрантиков аргумент о каузальной эффективности непостоянных дхарм: кармы, будучи непостоянными дхармами, производят результаты, потому что это – в их природе. Нагарджуна в «Муламадхьямака-кариках» и его последователи-прасангики, индийские (Чандракирти) и тибетские (Чже Цонкапа), приняли учение Абхидхармы о карме, но в радикально новой философской интерпретации. Они объясняют механизм причинно-следственной связи кармы и ее плодов в контексте Мадхьямаки, на основе доктрины пустоты «Я» и дхарм от собственной сущности (природы). Онтологическим базисом кармической каузальности является, с этих позиций, номинальное (простое) существование «Я». Следовательно, нет необходимости вводить в учение о карме идею существования хранилища кармических «семян» или «отпечатков», на онтологической необходимости которой настаивали философы йогачары.