Преодолим ли соблазн релятивизма?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-46-55Ключевые слова:
Елена Мамчур, релятивизм, научная рациональность, объективность научного знания, объектность научного описания, истина, эпистемология, философия наукиАннотация
Юбилей Елены Аркадьевны Мамчур – повод напомнить о ее заметном вкладе в теорию научной рациональности, которую она не мыслила совместимой с релятивизмом и посвятила проблеме освобождения философии науки и эпистемологии от «релятивистского соблазна» ряд трудов, ставших образцовыми в отечественной философской литературе. В них она наметила программу разработки теории научной рациональности, опирающейся на интеллектуальные традиции науки, на общенаучные принципы, которыми определяется и направляется движение к истинному и объективному знанию. Она показала несостоятельность попыток современных релятивистов опереться на эпистемологические следствия из «стандартной» интерпретации квантовой физики, подчеркнув различие между недостижимой объектностью описания и объяснения явлений микромира и их объективностью, неразрывно связанной с истинностью. Однако критика релятивизма по своему содержанию все еще остается оборонительной. Она направлена на опровержение аргументов релятивистов, но при этом сам релятивизм остается соблазнительной методологической уловкой: он оправдывает подмену собственно философского анализа науки специальными науковедческими исследованиями. Предлагается направление такой реформы эпистемологии и философии науки, в результате которой историзм стал бы в ряд основных критериев научной рациональности – вместе с объективностью и истинностью. Последовательное применение историзма как критерия рациональности лишило бы релятивизм его методологической соблазнительности.