Антропологический проект исследования религии Тани Лурман: новая теория религии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-186-195Ключевые слова:
антропология, религиоведение, психиатрия, психология, эзотеризм, религиозный опыт, мистический опыт, магия, христианство, психоанализАннотация
Продолжая реконструкцию проекта изучения религии ведущего американского антрополога Тани Лурман, статья обсуждает ключевой этап оформления ее теории. Исследование харизматических христиан церкви «Виноградник» помогло Лурман объединить наработки всех предыдущих ее проектов в единую теорию религии, нашедшую систематическое выражение в монографии 2020 г. «Как Бог становится реальным». В статье доказывается, что в методологическом плане в основе проекта по исследованию харизматических христиан лежит два принципа: негативный (критика когнитивного подхода к изучению религии, в особенности теории С. Гатри) и позитивный (анализ центральной харизматической практики через концепцию транзитивного объекта Д. Винникотта). В ходе анализа теории Лурман были выявлены ее основополагающие компоненты (концепции «паракосма» и «рамки веры», практика создания реальным), выделены основные выявленные Лурман религиозные техники: духовное разжигание, обучение внутреннему вниманию, понимание молитвы как метакогнитивной практики. Отдельно была изучена шкала сенсорного наслаждения, разработанная исследовательской группой под руководством Лурман на основании шкалы поглощенности Теллегена – Аткинсона, внедрение которой осуществлялось в рамках кросскультурного исследования харизматических христиан США, Африки и Индии. Критический анализ антропологического проекта исследования религии Лурман выявил его слабые стороны. Во-первых, это идеологическая укорененность Лурман во фрейдистской методологии, чрезвычайно уязвимой для современной критики. Во-вторых, проект Лурман покоится на исследовании двух изобретенных традиций, сложившихся в условиях позднего либерализма, с его особенными экономическими, культурными и идейными реалиями; частный опыт современных верующих проецируется на всю историю религии и на всех верующих. На примере недостатков проекта Тани Лурман выявляется общая проблема современных социологических, психологических и антропологических методов исследования.