Религиозно-философские взгляды ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ III. Натурфилософия

Авторы

  • Ф.О. Нофал Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-160-170

Ключевые слова:

ʼАбӯ ал-Х̣асан ас̣-С̣ӯрӣ, самаритяне, арабо-мусульманская философия, средневековая философия, физика, субстанция, акциденция, душа

Аннотация

История самаритянской религиозно-философской мысли – подлинная terra incognita современной науки: в то время как большая часть письменных па­мятников самаритян остается неопубликованной, спекулятивная теология их общины до сих пор не обратила на себя внимания специалистов. Пред­лагаемый читателю цикл работ призван восполнить этот пробел в философ­ском востоковедении и пролить свет на наследие родоначальника арабо­язычного самаритянского богословия ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ (XI в.). В третьей статье цикла автор рассматривает учение ас̣-С̣ӯрӣ о природе. В частности, прослеживается влияние на его концепции физики калама: по­добно ранним мутазилитам, ʼАбӯ ал-Х̣асан держится позиций строгого ато­мизма, объявляет тело результатом схождения воедино четырех неделимых частиц, а акцидентальные характеристики – следствием «привхождения» в тела модально оформленных «смыслов». Умеренный реализм ас̣-С̣ӯрӣ проповедует и в своей теории познания, согласно которой человеческий ра­зум «схватывает» существующие в предметах «смыслы» и транскрибирует их средствами тварного языка. Само естество человека ас̣-С̣ӯрӣ описывал как единство духа и автономного тела, внутренние акты которого обуслов­лены совокупностью ряда естественных сил; действие же мозга самаритян­ский теолог объяснял с оглядкой на перипатетические антропологические справки.

Опубликован

2025-03-10

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Религиозно-философские взгляды ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ III. Натурфилософия. Вопросы философии. 3 (Mar. 2025), 160–170. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-160-170.