Человек и мир (о философии Сергея Леонидовича Рубинштейна)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-147-159Ключевые слова:
С.Л. Рубинштейн, онтология, бытие, существование, дифференциальная онтология, жизнь, человек, антропология, этика, политика, добро, злоАннотация
Статья представляет собой размышление над новым изданием труда «Человек и мир» выдающегося отечественного ученого, психолога и философа С.Л. Рубинштейна (1889–1960), в котором впервые в полноте представлена цельная система его философских взглядов. Показано, что название труда, в котором бытие расширяется до мира, сознание – до человека, и на первом месте оказывается человек, а не мир, адекватно выражает архитектонику всей философской системы, согласно которой осознанная деятельность
человека выступает как новый способ существования в самой Вселенной. Рубинштейн не отделяет онтологию от антропологии, но придает ей антропоцентрированный характер, рассматривая человека в единстве его природных и исторических измерений как отправную точку всей философской системы координат, и помимо общей онтологии выделяет дифференциальную онтологию, под которой понимает осмысление живой человеческой жизни в реальном пространстве и времени. Эта жизнь получает отражение в многообразных знаниях и духовных устремлениях. Дифференциальная онтология на философском уровне выступает по преимуществу как этика. Этическое острие своей философии Рубинштейн видит в акцентированно критическом подходе к своему предмету, состоящему не в том только, чтобы охватить жизнь в ее философской целостности, но одновременно совершенствовать действительность через критику и преодоление ее этических извращений, подняв эту критику до философского уровня. Он завершает свой труд исследованием подавления этического начала жизни политической практикой советского государства, которое оказывается для последнего роковым. Что касается самогó грандиозного коммунистического эксперимента, то Рубинштейн характеризует его как оптимистическую трагедию.