Балибар без Альтюссера, или К вопросу о трансиндивидуальном субъекте

Авторы

  • С.А. Ребров Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, 190005, ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-91-98

Ключевые слова:

Балибар, трансиндивидуальность, равенство, равносвободие, гражданство, марксизм, Спиноза, Альтюссер

Аннотация

В статье анализируются различные аспекты политической философии французского мыслителя Этьена Балибара. Особое внимание при этом уде­ляется его концепции трансиндивидуальности, которая в настоящее время является уникальным примером критического анализа социальной оппози­ции между индивидуальной и коллективной формами идентичности. Закреп­ление дискурса о необходимости создания новой концепции эгалитарной свободы исторически совпало с отходом Балибара от альтюссерианских по­зиций. Автор предлагает проследить за эволюцией развития философии Ба­либара, начиная с его оригинальных интерпретаций текстов Маркса, Спи­нозы и Локка и заканчивая созданием собственных политико-философских понятий. В статье внимательно разбираются критические выпады со сторо­ны Балибара в сторону других различных направлений в современной по­литической философии, в которых центральными темами становятся такие идеи, как гражданство и равенство. Дальнейшая критика Балибаром со­временного институционализма, согласно которому именно политические институты должны создавать политические права, привела его к необходи­мости описания идеи всемирного гражданства, не имеющего никаких огра­ничений, включая государственные границы. В то же время, как показано в статье, философская мысль Балибара остается противоречивой в связи с переплетением отдельных положений альтюссерианского подхода к исто­рии мысли в рамках его собственной концепции с идеями теоретиков дели­беративной демократии. Наконец, автор проводит сравнение мысли Балиба­ра с идеями других теоретиков постмарксистского направления, указывая на многие неочевидные отличия. В частности, Балибар оказывается одним из немногих сторонников примата экономического фактора в отношении ис­следования общественных процессов, что сближает его с теоретиками клас­сического марксизма. Таким образом, Балибар оказывается одним из редких современных философов, которого в достаточной степени сложно как-то классифицировать, что говорит обо всей сложности его мысли.

Опубликован

2025-03-10

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Балибар без Альтюссера, или К вопросу о трансиндивидуальном субъекте. Вопросы философии. 3 (Mar. 2025), 91–98. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-91-98.