Балибар без Альтюссера, или К вопросу о трансиндивидуальном субъекте
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-91-98Ключевые слова:
Балибар, трансиндивидуальность, равенство, равносвободие, гражданство, марксизм, Спиноза, АльтюссерАннотация
В статье анализируются различные аспекты политической философии французского мыслителя Этьена Балибара. Особое внимание при этом уделяется его концепции трансиндивидуальности, которая в настоящее время является уникальным примером критического анализа социальной оппозиции между индивидуальной и коллективной формами идентичности. Закрепление дискурса о необходимости создания новой концепции эгалитарной свободы исторически совпало с отходом Балибара от альтюссерианских позиций. Автор предлагает проследить за эволюцией развития философии Балибара, начиная с его оригинальных интерпретаций текстов Маркса, Спинозы и Локка и заканчивая созданием собственных политико-философских понятий. В статье внимательно разбираются критические выпады со стороны Балибара в сторону других различных направлений в современной политической философии, в которых центральными темами становятся такие идеи, как гражданство и равенство. Дальнейшая критика Балибаром современного институционализма, согласно которому именно политические институты должны создавать политические права, привела его к необходимости описания идеи всемирного гражданства, не имеющего никаких ограничений, включая государственные границы. В то же время, как показано в статье, философская мысль Балибара остается противоречивой в связи с переплетением отдельных положений альтюссерианского подхода к истории мысли в рамках его собственной концепции с идеями теоретиков делиберативной демократии. Наконец, автор проводит сравнение мысли Балибара с идеями других теоретиков постмарксистского направления, указывая на многие неочевидные отличия. В частности, Балибар оказывается одним из немногих сторонников примата экономического фактора в отношении исследования общественных процессов, что сближает его с теоретиками классического марксизма. Таким образом, Балибар оказывается одним из редких современных философов, которого в достаточной степени сложно как-то классифицировать, что говорит обо всей сложности его мысли.