Место Франсуа де Ларошфуко в истории философской мысли

Авторы

  • А.С. Ильина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-60-70

Ключевые слова:

Августин, Ларошфуко, философия, христианская философия, янсенизм, Максимы

Аннотация

Франсуа де Ларошфуко – фигура, которая часто обсуждалась в западной философской традиции. Реминисценции идей Ларошфуко можно найти в фи­лософии эпохи Просвещения, его «Максимы» вдохновили Фридриха Ниц­ше во время написания «Человеческого, слишком человеческого», Ролан Барт посвящает его трактату одно из своих эссе. Однако несмотря на все его заслуги Ларошфуко оказывается в тени философских гигантов Нового времени, которые считаются создателями рациональных философских си­стем (например, Декарта или Лейбница). В русскоязычном дискурсе сочи­нения Ларошфуко практически не интересуют философов, работы, издан­ные о нем, относятся к областям истории, социологии, литературоведения. За ним закрепилось имя писателя, а не философа. С нашей точки зрения, это в корне неверно, поскольку значительно упрощает содержание «Мак­сим» и не дает рассмотреть, что на самом деле сокрыто за теми ирониче­скими парадоксами, которые Ларошфуко представляет читателям. Данная статья – попытка найти место Ларошфуко в истории философской мысли благодаря концептуальному и стилистическому анализу основного его со­чинения, а также благодаря обращению к историческому и биографическо­му контексту.

Опубликован

2025-03-10

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Место Франсуа де Ларошфуко в истории философской мысли. Вопросы философии. 3 (Mar. 2025), 60–70. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-60-70.