Межпредметный подход в образовании как феномен «возврата смыслов»: проблема диалога

Авторы

  • А.Д. Король Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, Минск, 220030, просп. Независимости, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-26-36

Ключевые слова:

межпредметный подход, междисциплинарность, смысл, диалог, монолог, ученик

Аннотация

Одной из важнейших проблем образования является утрата целостности знания. Другой важной проблемой образования человека выступает утрачи­вание его смыслов как потеря субъектности, отчуждение от реального мира и снижение мотивации к познанию, в том числе самого себя. Смыслы и цели сегодняшнего образования заключаются в передаче информации (не знаний, которые выращиваются изнутри) как педагогически адаптированного соци­ального опыта от учителя к ученику. Подобный ретрансляционный характер образования монологичен, закрывает ученика от него самого и внешнего ми­ра. Одинаковость ответов учеников «на выходе» сообразно полученному объему одинаковой информации «на входе» есть маркер потери ученика как невозможности продуцирования им собственных смыслов. С философско-методологической точки зрения «возврат смыслов» ученика возможен в об­разовании диалогового типа. Ученик рассматривается не как «чистый лист», а как «семя неизвестного растения», имеющего свою миссию, культурно-
исторические, антропологические свойства личности. Открытие учеником своего внутреннего пространства смыслов, «возврат смыслов» в образова­ние и социум, возможен не в усвоении «правильной» информации, а в со­зидании своего образовательного продукта на основе изучения объектов действительности, имеющих межпредметную и метапредметную суть. Про­ектирование межпредметного содержания образования представляет собой проектирование диалога в образовании на всех его уровнях (целевом, содер­жательном, технологическом, оценочном). Междисциплинарность заключа­ется в вовлечении ученика в диалог, приводящий к открытию им самого се­бя и окружающего мира. Построение диалогового пространства на основе межпредметной интеграции осуществляется более интенсивно, если меня­ется характер обучения: от ретрансляционного монологичного к диалоги­ческому. Смысл, заложенный в междисплинарном содержании образования, находит своего «собеседника» – смысл ученический. Возникает общение как размыкание ученика миру, воплощая принцип подобия микрокосма мак­рокосму, наделяет образование эвристическим содержанием. В статье также рассматриваются идеи междисциплинарности и эвристики через призму русской философии рубежа ХIX–XX вв. в качестве философско-методологи­ческих и дидактических основ проектирования отечественного образования.

Опубликован

2025-03-10

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2025. Межпредметный подход в образовании как феномен «возврата смыслов»: проблема диалога. Вопросы философии. 3 (Mar. 2025), 26–36. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-26-36.