Нейрофеноменологический проект изучения религиозных практик: история и идеология

Авторы

  • Т.С. Самарина Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-165-178

Ключевые слова:

медитация, осознанность, нейронауки, нейропсихология, буддизм, йога, психиатрия, психология, созерцание, феноменология

Аннотация

В статье реконструируется нейрофеноменологическая традиция изу­чения религиозных практик, рассматривается концепция нейрофеноменологии, разработанная Франсиско Варелой. Идеи Варелы анализируются в контексте де­батов о трудной проблеме сознания, разгоревшихся в 1990-е гг., и сопоставляются со взглядами Дэниела Деннета, Джона Сёрла, Дэвида Чалмерса. Устанавливает­ся, что сформулированная Варелой концепция стала методологической основой для исследований медитации в нейрофеноменологической традиции после 1990-х гг., а его философские идеи были развиты коллегами. Проводится обзор предыстории нейрофеноменологических исследований, отраженной в статьях 1950–1960-х гг., дается критический анализ идеологизированных исследований трансцендентальной медитации в 1970-е гг. Далее рассматриваются психологи­ческие попытки секуляризировать достижения религиозных практик в трудах Герберта Бенсона и Дэниела Гоулмана. Обосновывается, что новая эра в изуче­нии религиозных практик начинается в 1990-е гг., когда параллельно публикует­ся первое метаисследование экспериментов с медитацией, выходит книга Джона Кабат-Зинна «Жизнь в состоянии полной катастрофы» и открывается институт «Разум и жизнь». Деятельность последнего разбирается подробно, выявляются квазирелигиозные его основания. Разбирается специфика летнего института «Разума и жизни», демонстрируется его влияние на развитие нейрологических исследований в США. Современный этап нейрофеноменологии связывается с двумя значительными успехами: революцией осознанности и созданием учеб­ных курсов по созерцательным исследованиям. Показывается, как осознанность стала восприниматься психологически доказанной эффективной практикой, способной улучшать жизнь человека во всех сферах: от навыков программиро­вания и игры на бирже до домашнего хозяйства и семейных отношений, и то, как современная популярность осознанности повлияла на другие проекты, реа­лизуемые институтом «Разум и жизнь». В заключение сопоставляются уста­новки двух программ изучения религии: нейротеологии и нейрофеноменологии. Делается вывод, что нейротеологи стремятся секуляризировать религиозные практики, отделить их от религиозного содержания, нейрофеноменология, на­против, апологетична, ее лидеры воспринимают свою деятельность как миссию по изменению мира на основании внедрения религиозных практик в повсе­дневную жизнь. Но учитывая, что нейрофеноменология связана с дискуссиями о проблеме сознания и изучением буддийской осознанности, уровень фило­софской рефлексии в ней значительно выше.

Опубликован

2025-02-03

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Нейрофеноменологический проект изучения религиозных практик: история и идеология. Вопросы философии. 2 (Feb. 2025), 165–178. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-165-178.